Как симлиш наш отзовется? Искусственные языки в играх
Маленький Джон рисует символы. Это буквы, о которых не догадывается никто, кроме него и его друзей. Мальчик придумывает язык, чтобы тайно общаться на нем.
Создание языка – одновременно и акт творчества, и чувство власти над словом, и наслаждение красотой своего творения. Возможно, каждый создатель искусственного языка был таким мальчиком, как Джон, Джон Рональд Руэл Толкин.
Конечно, Толкин не первый, кто работал над искусственными языками, – он создал их невероятное количество, в том числе языки квенья, синдарин, кхуздул и прочие. Но он сотворил один из ярчайших примеров, как язык может стать органичной и выразительной частью художественного произведения. На квенья реально научиться говорить, как, впрочем, и на клингонском из «Звездного пути», что успешно демонстрируют гики всех мастей. Вслед за писателями к лингвистическому творчеству подключились и игровые разработчики. Собственным языком своих персонажей наделили разработчики World of Warcraft, Final Fantasy, The Legend of Zelda, Elder Scrolls. Зачем им это нужно, и почему в играх с вымышленными мирами нельзя обойтись английским, разберем на примере языка популярной игры The Sims.
Симлиш и инглиш
Каждый, кто играл в какую-либо из частей The Sims, помнит забавную тарабарщину, на которой изъясняются симы – персонажи игры. Симы не эльфы и не орки Мордора, они люди, так зачем им особенный язык? При создании The Sims главный разработчик игры Уилл Райт столкнулся с проблемой изъяснения своих героев. Возможность использования английского он исключил, так как, по его мнению, повторяющиеся фразы бытовой коммуникации на английском быстро бы надоели геймерам, проводящим в игре много времени. Тогда он решил позаимствовать слова из разных языков и стал вместе с коллегами экспериментировать с французским, финским, украинским, латинским, тагальским языками и языком коренных американцев навахо.
Общение – важная часть серии The Sims
Использовать код навахо времен Второй мировой войны, на котором радисты-индейцы передавали сообщения, предложил лингвист Марк Гимбел, консультирующий Уилла Райта. Однако команда разработчиков столкнулась с тем, что носителей навахо для озвучки игры найти очень трудно, и от идеи с языком индейцев в итоге отказалась. Кроме того, ни один из существующих языков не дал нужного звучания для The Sims. В результате Уилл Райт решил не брать настоящие языки и создать симлиш (simlish) – бессмысленный и беспощадный.
Анализируя это название, сразу же отметим, что оно составлено по образцу таких названий языков, как идиш или инглиш. Создание симлиша во многом связано с актерской импровизацией. Изначально актеры, озвучивающие игру, буквально на ходу придумывали слова и фразы, подходящие под конкретные действия сима. По тону и темпу речи игрок должен догадаться, что значит фраза, расстроен ли сим, кокетлив или доволен жизнью. Из-за озвучивания актерами разных национальностей в симлише можно расслышать интонации итальянской, чешской, ирландской, нидерландской и даже японской речи.
Поняв, что актерская озвучка очень важна, для создания The Sims 2 Уилл Райт пригласил на прослушивание свыше ста актеров разных голосовых диапазонов для персонажей всех возрастов. Отобранные актеры работали по 8 часов, озвучивая более ста звуковых фрагментов в день. К моменту выхода The Sims 3 симлиш звучал в игре при помощи 40 тысяч аудио фрагментов речи. По идее, произносимые фразы или слова не должны были иметь смыслового значения, но из-за повторяемости в зависимости от контекста можно составить перевод. В последствии фанаты игры выпустили целый словарь симлиша. Так, фраза «Сул сул!» означает приветствие, слово «чум ча» – пиццу, «Хуба нуби» – «Как дела?» и т. д.
Петь на симлише – словно исполнять джаз
Однако на симлише не только разговаривают, но и поют! Для создания музыки в игре Maxis и Electronic Arts приглашали многих известных популярных исполнителей. Певцам предлагалось исполнить их песни на симлише с заменой знакомых слов на симлишский набор звуков. Такие «слова» должны были хорошо звучать и не напоминать английский язык. «Вы были бы удивлены, если бы узнали, насколько певцам нравилось это», – отмечает Роби Кокер, музыкальный директор Maxis. Певица Абра Мур подтверждает его слова: по ее мнению, импровизация на симлише похожа на исполнение джаза, она дарит свободу самовыражения.
Исполнители песен на симлише
В игре можно услышать песни на симлише в реальном исполнении Кэти Перри, My Chemical Romance, Depeche Mode, Black Eyed Peas, Pussycat Dolls, Лили Аллен и многих других музыкантов. По мнению Роби Кокера, лучше всего искусство переложения песен на симлиш освоили рэперы. Интересно, что некоторые музыканты вставляли в свои песни пасхалки на симлише, зашифровывая в них целые послания.
Кстати, стоимость записи одной песни на симлише со звездой равна стоимости студийной записи обычной песни. В итоге популярность песен на симлише достигла того уровня, когда на известные симлиш-хиты снимают клипы, а геймеры начинают слушать треки вне игры.
Не искушай чужих наречий: действительно ли симлиш – язык
Конечно, с лингвистической (и занудной) точки зрения, симлиш не является искусственным языком. Любой язык – это система, которая содержит не только лексический уровень, как в симлише, но и множество других – фонемный, синтаксический, морфемный и т. д. В языке должны быть части речи, возможность выражения времен, числа и других составляющих языковой системы. Поэтому симлишу весьма далеко до тех же языков Толкина, несмотря на всю его популярность.
Это касается не только симлиша. По-настоящему оригинальных искусственных языков, созданных с нуля, по факту в играх нет. Вместе с лингвистами Blizzard придумали язык гномов для мира World of Warcraft, но это всего лишь переработанный староанглийский; язык расы аль-бед из игры Final Fantasy основан на перестановке букв английского алфавита; языки вселенной Elder Scrolls – опять же искаженные варианты английского. Стоят ли все труды по созданию разработчиками вымышленных языков результата?
Словарь клингонского языка
Да, отвечает Уилл Райт. Только подумайте: благодаря симлишу речь персонажей серии The Sims не пришлось адаптировать при издании игры в разных странах. Симлиш похож на искусственные языки важной функцией – интернациональностью. Уилл Райт и хотел, чтобы симлиш был понятен носителю любого языка. По мнению создателя игры, «бессмысленный язык» позволяет игрокам представить себе самостоятельно, что хотел сказать сим, довообразить содержание сказанного. Уилл Райт считает, что воображение человека справится с этой задачей лучше компьютера, имитирующего реальный язык в условиях игры. Конечно, как и в книгах, вымышленные языки пополняют копилку атмосферы игры. Так же как ангельски звучащий квенья дополняет образ эльфов, симлиш является неизменной частью The Sims. Прав был Пифагор, когда писал: «Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык».